Умения и навыки, подсказки для родителей
Когда у детей и подростков систематически формируются коммуникативные и личностные умения и навыки, тогда создается высокий уровень «Я МОГУ», формируется уверенность в себе, самодостаточность и самоценность.
НАВЫКИ МНОГОУРОВНЕВЫ
В каждом случае можно выделить:
- Простой уровень — ориентировку в способе поведения (что сказать и что сделать)
- Более сложный — почему именно сейчас это нужно делать (анализ ситуации)
- Самый сложный — какую позицию я открыто занимаю, когда выбираю это поведение, какую позицию я неявно занимаю, когда избегаю этого поведения (анализ позиции в свете ценностей и убеждений).
Я хочу предложить родителям научить своих детей использовать простые упражнения на развитие базовых навыков:
УМЕНИЕ СЛУШАТЬ
- Смотри на человека, который говорит
- Не разговаривай, слушай молча
- Думай о том, что было сказано
- Скажи «ДА» или кивни головой
- Задай вопрос по теме для лучшего понимания (чтобы больше выяснить)
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ
- Подумай, о чем ты хочешь спросить
- Реши, кого ты хочешь спросить
- Подумай, что ты скажешь
- Выбери подходящее время
- Задай вопрос
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ СЛЕДОВАТЬ ИНСТРУКЦИЯМ
- Внимательно выслушай инструкцию
- Спроси о том, чего ты не поныл
- Повтори инструкцию человеку (мне, родителю) или самому себе
- Следуй инструкции
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ ДОВОДИТЬ ЗАДАНИЕ ДО КОНЦА
- Спроси себя: «Закончена ли моя работа?»
- Просмотри каждый пункт, чтобы быть уверенным
- Когда ты убедишься, что работа закончена, сдай ее (расскажи о ней; закрой тетрадь, альбом, книгу)
- Скажи себе: «Спасибо мне! Я завершил работу!»
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ ДИСКУТИРОВАТЬ
- Реши, есть ли у тебя, что сказать
- Спроси себя: «Связано ли это с темой обсуждения?»
- Сформулируй то, что ты хочешь сказать
- Подними руку (если ты в компании друзей, подай любой другой жест)
- Скажи то, что ты хотел сказать
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ ВЫРАЗИТЬ СВОИ ТЕПЛЫЕ ЧУВСТВА ДРУГОМУ
- Реши, есть ли кто — то, к кому ты испытываешь теплые чувства
- Реши, думаешь ли ты, что человеку понравится узнать о твоих чувствах к нему
- Реши, что ты скажешь
- Выбери подходящее время и место
- Расскажи человеку о своих теплых чувствах.
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ ОСОЗНАВАТЬ СВОИ ЧУВСТВА
- Прислушайся к тому, что твое тело сейчас чувствует, что с ним происходит
- Реши, как ты можешь назвать чувство
- Скажи себе: «Я чувствую…»
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ НАГРАДИТЬ СЕБЯ
- Реши, выполнил ли ты работу хорошо
- Скажи себе: «Это хорошо выполненная работа»
- Подумай, как еще ты можешь наградить себя
- Сделай это
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ КОМПЛИМЕНТЫ
- Реши, что ты хочешь сказать другому человеку
- Реши, что сказать
- Выбери удобное время и место
- Скажи комплимент в дружелюбной форме
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ КОМПЛИМЕНТЫ
- Реши, выразил ли кто-нибудь тебе комплимент
- Скажи «спасибо»
- Скажи что-нибудь еще в ответ, если хочешь
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ, ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ
- Спроси себя, нравится ли тебе что-либо делать или быть с этим человеком
- Подумай, хотелось бы тебе тратить время на это занятие, если бы можно было выбирать
- Прими решение, нравится тебе это или нет
- Скажи об этом тому, кто должен быть заинтересован в том, чтобы услышать твое мнение
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ НАХОДИТЬ «НРАВИТЬСЯ» В «НУЖНО»
- Реши, что тебе нужно сделать
- Подумай, что тебе нравиться в этом деле:
— общение с интересным человеком
— похвала, которую ты услышишь от других
— чувство гордости, что ты преодолел «не хочется» и справился
— новый опыт
— проверка себя - Принимайся за дело
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ ИЗВИНЯТЬСЯ
- Реши, нужно ли тебе извиниться
- Подумай и реши, что нужно:
— извиниться вслух
— написать человеку записку - Выбери удобное время и место
- Извинитесь искренне
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ НЕ ОТВЛЕКАТЬСЯ
- Сосчитай до 5
- Скажи себе: «Я хочу слушать. Я буду продолжать работать»
- Продолжи работу
- Скажи себе: «Молодец! Я сделал это!»
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ СПРАВЛЯТЬСЯ СО СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ
- Остановись и досчитай до 10
- Подумай, что чувствует твое тело
- Подумай, что выбрать:
— Выйти из ситуации
— Сделать расслабляющее упражнение
— Написать о том, что чувствуешь
— Сказать кому-нибудь об этом - Действуй по своему выбору
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ СПРАВЛЯТЬСЯ С РАЗДРАЖЕНИЕМ (ГНЕВОМ) В ТВОЙ АДРЕС
- Выслушай, что хочет сказать человек
- Подумай, что выбрать:
— продолжать слушать
— спроси, почему человек сердится
— предложить человеку способ решения проблемы
— выйти из ситуации - Действуй в соответствии с твоим выбором
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ СПРАВЛЯТЬСЯ С РАЗДРАЖЕНИЕМ И ГНЕВОМ
- Остановись и досчитай до 10
- Подумай, что выбрать:
— сказать человеку, за что ты сердишься
— выйти из ситуации
— сделать расслабляющее упражнение - Действуй в соответствии с твоим выбором
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ ПРОСИТЬ ПОМОЩИ
- Спроси себя: «Могу ли я сделать это один?»
- Если нет, то подними руку (дай любой другой знак)
- Подожди. Скажи себе «Я знаю, что могу подождать молча»
- Попроси помощи дружелюбно
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ «СПАСИБО» (БЛАГОДАРИТЬ)
- Реши, хочешь ли ты кого-нибудь поблагодарить
- Выбери подходящее время и место
- Дружелюбно поблагодари человека
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ ЗАНЯТЬ СВОЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ
- Проверь, точно ли ты закончил свою работу
- Подумай, чем бы ты хотел заняться
- Выбери какое-то занятие
- Начни занятие
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ ЗНАКОМИТЬСЯ
- Подумай, хочешь ли ты познакомиться с человеком
- Подумай, подходящее ли сейчас время для этого
- Подойди к человеку
- Представь себя
- Подожди, когда человек назовет свое имя. (Если он/она не ответил(а) тебе, спроси сам)
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ НАЧАТЬ РАЗГОВОР
- Выбери человека, с которым ты бы хотел поговорить
- Реши, что ты хочешь сказать
- Выбери подходящее время и место
- Дружелюбно начни разговор
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ ЗАКОНЧИТЬ РАЗГОВОР
- Реши, нужно ли тебе, чтобы разговор прекратился
- Реши, что сказать
- Подожди, пока другой перестанет говорить
- Скажи это в дружелюбной манере
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ ПРЕДЛОЖИТЬ ПОМОЩЬ ДРУГУ
- Реши, нуждается ли человек в помощи
- Подумай, как ты можешь помочь
- Реши, что говорить
- Выбери удобное время
- Спроси в дружелюбной форме
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА ИГРЫ
- Убедись в том, что ты знаешь правила
- Реши, кто начнет игру
- Не забудь подождать своей очереди
- Когда игра закончится, скажи что-нибудь приятное другим играющим
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ГРУППЕ
- Реши, хочешь ли ты присоединиться
- Реши, что ты хочешь сказать
- Выбери подходящее время
- Скажи это дружелюбно
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ ДЕЛИТЬСЯ
- Реши, хочешь ли ты поделиться чем-нибудь
- Выбери человека, с которым ты хочешь поделиться
- Выбери удобное время и место
- Дружелюбно и искренне предложи поделиться
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ ПРОЯВИТЬ ЗАБОТУ О ДРУГОМ
- Реши, есть ли у кого-то проблемы
- Подумай, что ты выберешь:
— скажешь: «Могу ли я тебе помочь?»
— сделаешь этому человеку что-нибудь приятное - Действуй в соответствии со своим выбором
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ ОТКАЗАТЬ
- Нравится ли тебе то, что тебе предлагают? Почему?
- Кто и почему тебе делает предложение?
- Спокойно ответь: «Нет, мне это не нравится»
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ ОТЛИЧАТЬ ТО, ЧТО НРАВИТСЯ, ОТ ТОГО, ЧТО НЕ НРАВИТСЯ
- Внимательно посмотри на то, что тебе предлагается оценить
- Послушай, что говорят твои чувства
- Прислушайся, что хочется сделать (это называется импульс)
- Теперь прими решение и ответь, нравится тебе это или не нравится
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ ПРЕДВИДЕТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ СВОИХ РЕШЕНИЙ
- Спроси себя, какими будут последствия твоего решения
- Проанализируй близкие (сиюминутные) последствия:
— реальные изменения ситуации (что случится с людьми, которые в этом участвуют, с предметами)
— собственные чувства (что случится со мной, что я почувствую) - Проанализируй отдаленные последствия своего решения:
— реальные изменения ситуации (что случится с людьми, которые в этом участвуют, с предметами)
— собственные чувства (что случится со мной, что я почувствую) - Сопоставь близкие и отдаленные последствия и прими решение, что ты будешь делать
————————————————————————————————————————————-
УМЕНИЕ ОТВЕЧАТЬ, КОГДА ТЕБЯ ДРАЗНЯТ, ПРОВОЦИРУЮТ
- Определись: то, что сейчас происходит, — можно ли это назвать «ситуация, когда меня дразнят?»
- Спроси себя, что ты чувствуешь?
- Восстанови равновесие, не показывая обидчику своих чувств
- Спроси себя, должен ли ты верить тому, что сказал обидчик? (Провокация специально содержит информацию, похожую на правду. Правильное отношение к провокации — не верить ни одному слову, даже если частично это кажется правдой!).
- Спроси себя, готов ли ты ответить на провокацию?
————————————————————————————————————————————-
ПОНИМАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВАНИЙ ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ ДРУГОГО
- Что плохого сделал этот человек?
- Почему он это сделал? Чего он хотел достичь? Почему ему нужно это?
- Скажи другому о своей версии
————————————————————————————————————————————-
УДЕРЖАНИЕ В СОЗНАНИИ ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ НА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА
- Как ты мог бы описать этого человека?
- Все ли считают его таким, как ты его описал?
- Есть ли кто — то, кто имеет о нем противоположное мнение?
- Опиши, каким бы оно могло быть?
- Как ты полагаешь, это мнение имеет под собой основания? Почему?
- Что ты чувствуешь по поводу того, что у людей могут быть разные точки зрения на одного и того же человека?