г. Санкт-Петербург
см.м. Пл.Мужества /
ст.м. Пионерская
2-Муринский проспект, дом 3,
подъезд 2, 1 этаж, кв.11

Умения и навыки, подсказки для родителей

Когда у детей и подростков систематически формируются коммуникативные и личностные умения и навыки, тогда создается высокий уровень «Я МОГУ», формируется уверенность в себе, самодостаточность и самоценность.

НАВЫКИ МНОГОУРОВНЕВЫ

В каждом случае можно выделить:

  • Простой уровень — ориентировку в способе поведения (что сказать и что сделать)
  • Более сложный — почему именно сейчас это нужно делать (анализ ситуации)
  • Самый сложный — какую позицию я открыто занимаю, когда выбираю это поведение, какую позицию я неявно занимаю, когда избегаю этого поведения (анализ позиции в свете ценностей и убеждений).

Я хочу предложить родителям научить своих детей использовать простые упражнения на развитие базовых навыков:

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ

  • Смотри на человека, который говорит
  • Не разговаривай, слушай молча
  • Думай о том, что было сказано
  • Скажи «ДА» или кивни головой
  • Задай вопрос по теме для лучшего понимания (чтобы больше выяснить)

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ

  • Подумай, о чем ты хочешь спросить
  • Реши, кого ты хочешь спросить
  • Подумай, что ты скажешь
  • Выбери подходящее время
  • Задай вопрос

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ СЛЕДОВАТЬ ИНСТРУКЦИЯМ

  • Внимательно выслушай инструкцию
  • Спроси о том, чего ты не поныл
  • Повтори инструкцию человеку (мне, родителю) или самому себе
  • Следуй инструкции

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ ДОВОДИТЬ ЗАДАНИЕ ДО КОНЦА

  • Спроси себя: «Закончена ли моя работа?»
  • Просмотри каждый пункт, чтобы быть уверенным
  • Когда ты убедишься, что работа закончена, сдай ее (расскажи о ней; закрой тетрадь, альбом, книгу)
  • Скажи себе: «Спасибо мне! Я завершил работу!»

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ ДИСКУТИРОВАТЬ

  • Реши, есть ли у тебя, что сказать
  • Спроси себя: «Связано ли это с темой обсуждения?»
  • Сформулируй то, что ты хочешь сказать
  • Подними руку (если ты в компании друзей, подай любой другой жест)
  • Скажи то, что ты хотел сказать

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ ВЫРАЗИТЬ СВОИ ТЕПЛЫЕ ЧУВСТВА ДРУГОМУ

  • Реши, есть ли кто — то, к кому ты испытываешь теплые чувства
  • Реши, думаешь ли ты, что человеку понравится узнать о твоих чувствах к нему
  • Реши, что ты скажешь
  • Выбери подходящее время и место
  • Расскажи человеку о своих теплых чувствах.

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ ОСОЗНАВАТЬ СВОИ ЧУВСТВА

  • Прислушайся к тому, что твое тело сейчас чувствует, что с ним происходит
  • Реши, как ты можешь назвать чувство
  • Скажи себе: «Я чувствую…»

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ НАГРАДИТЬ СЕБЯ

  • Реши, выполнил ли ты работу хорошо
  • Скажи себе: «Это хорошо выполненная работа»
  • Подумай, как еще ты можешь наградить себя
  • Сделай это

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ КОМПЛИМЕНТЫ

  • Реши, что ты хочешь сказать другому человеку
  • Реши, что сказать
  • Выбери удобное время и место
  • Скажи комплимент в дружелюбной форме

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ КОМПЛИМЕНТЫ

  • Реши, выразил ли кто-нибудь тебе комплимент
  • Скажи «спасибо»
  • Скажи что-нибудь еще в ответ, если хочешь

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ, ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ

  • Спроси себя, нравится ли тебе что-либо делать или быть с этим человеком
  • Подумай, хотелось бы тебе тратить время на это занятие, если бы можно было выбирать
  • Прими решение, нравится тебе это или нет
  • Скажи об этом тому, кто должен быть заинтересован в том, чтобы услышать твое мнение

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ НАХОДИТЬ «НРАВИТЬСЯ» В «НУЖНО»

  • Реши, что тебе нужно сделать
  • Подумай, что тебе нравиться в этом деле:
    — общение с интересным человеком
    — похвала, которую ты услышишь от других
    — чувство гордости, что ты преодолел «не хочется» и справился
    — новый опыт
    — проверка себя
  • Принимайся за дело

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ ИЗВИНЯТЬСЯ

  • Реши, нужно ли тебе извиниться
  • Подумай и реши, что нужно:
    — извиниться вслух
    — написать человеку записку
  • Выбери удобное время и место
  • Извинитесь искренне

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ НЕ ОТВЛЕКАТЬСЯ

  • Сосчитай до 5
  • Скажи себе: «Я хочу слушать. Я буду продолжать работать»
  • Продолжи работу
  • Скажи себе: «Молодец! Я сделал это!»

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ СПРАВЛЯТЬСЯ СО СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ

  • Остановись и досчитай до 10
  • Подумай, что чувствует твое тело
  • Подумай, что выбрать:
    — Выйти из ситуации
    — Сделать расслабляющее упражнение
    — Написать о том, что чувствуешь
    — Сказать кому-нибудь об этом
  • Действуй по своему выбору

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ СПРАВЛЯТЬСЯ С РАЗДРАЖЕНИЕМ (ГНЕВОМ) В ТВОЙ АДРЕС

  • Выслушай, что хочет сказать человек
  • Подумай, что выбрать:
    — продолжать слушать
    — спроси, почему человек сердится
    — предложить человеку способ решения проблемы
    — выйти из ситуации
  • Действуй в соответствии с твоим выбором

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ СПРАВЛЯТЬСЯ С РАЗДРАЖЕНИЕМ И ГНЕВОМ

  • Остановись и досчитай до 10
  • Подумай, что выбрать:
    — сказать человеку, за что ты сердишься
    — выйти из ситуации
    — сделать расслабляющее упражнение
  • Действуй в соответствии с твоим выбором

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ ПРОСИТЬ ПОМОЩИ

  • Спроси себя: «Могу ли я сделать это один?»
  • Если нет, то подними руку (дай любой другой знак)
  • Подожди. Скажи себе «Я знаю, что могу подождать молча»
  • Попроси помощи дружелюбно

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ «СПАСИБО» (БЛАГОДАРИТЬ)

  • Реши, хочешь ли ты кого-нибудь поблагодарить
  • Выбери подходящее время и место
  • Дружелюбно поблагодари человека

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ ЗАНЯТЬ СВОЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

  • Проверь, точно ли ты закончил свою работу
  • Подумай, чем бы ты хотел заняться
  • Выбери какое-то занятие
  • Начни занятие

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ ЗНАКОМИТЬСЯ

  • Подумай, хочешь ли ты познакомиться с человеком
  • Подумай, подходящее ли сейчас время для этого
  • Подойди к человеку
  • Представь себя
  • Подожди, когда человек назовет свое имя. (Если он/она не ответил(а) тебе, спроси сам)

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ НАЧАТЬ РАЗГОВОР

  • Выбери человека, с которым ты бы хотел поговорить
  • Реши, что ты хочешь сказать
  • Выбери подходящее время и место
  • Дружелюбно начни разговор

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ ЗАКОНЧИТЬ РАЗГОВОР

  • Реши, нужно ли тебе, чтобы разговор прекратился
  • Реши, что сказать
  • Подожди, пока другой перестанет говорить
  • Скажи это в дружелюбной манере

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ ПРЕДЛОЖИТЬ ПОМОЩЬ ДРУГУ

  • Реши, нуждается ли человек в помощи
  • Подумай, как ты можешь помочь
  • Реши, что говорить
  • Выбери удобное время
  • Спроси в дружелюбной форме

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА ИГРЫ

  • Убедись в том, что ты знаешь правила
  • Реши, кто начнет игру
  • Не забудь подождать своей очереди
  • Когда игра закончится, скажи что-нибудь приятное другим играющим

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ГРУППЕ

  • Реши, хочешь ли ты присоединиться
  • Реши, что ты хочешь сказать
  • Выбери подходящее время
  • Скажи это дружелюбно

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ ДЕЛИТЬСЯ

  • Реши, хочешь ли ты поделиться чем-нибудь
  • Выбери человека, с которым ты хочешь поделиться
  • Выбери удобное время и место
  • Дружелюбно и искренне предложи поделиться

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ ПРОЯВИТЬ ЗАБОТУ О ДРУГОМ

  • Реши, есть ли у кого-то проблемы
  • Подумай, что ты выберешь:
    — скажешь: «Могу ли я тебе помочь?»
    — сделаешь этому человеку что-нибудь приятное
  • Действуй в соответствии со своим выбором

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ ОТКАЗАТЬ

  • Нравится ли тебе то, что тебе предлагают? Почему?
  • Кто и почему тебе делает предложение?
  • Спокойно ответь: «Нет, мне это не нравится»

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ ОТЛИЧАТЬ ТО, ЧТО НРАВИТСЯ, ОТ ТОГО, ЧТО НЕ НРАВИТСЯ

  • Внимательно посмотри на то, что тебе предлагается оценить
  • Послушай, что говорят твои чувства
  • Прислушайся, что хочется сделать (это называется импульс)
  • Теперь прими решение и ответь, нравится тебе это или не нравится

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ ПРЕДВИДЕТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ СВОИХ РЕШЕНИЙ

  • Спроси себя, какими будут последствия твоего решения
  • Проанализируй близкие (сиюминутные) последствия:
    — реальные изменения ситуации (что случится с людьми, которые в этом участвуют, с предметами)
    — собственные чувства (что случится со мной, что я почувствую)
  • Проанализируй отдаленные последствия своего решения:
    — реальные изменения ситуации (что случится с людьми, которые в этом участвуют, с предметами)
    — собственные чувства (что случится со мной, что я почувствую)
  • Сопоставь близкие и отдаленные последствия и прими решение, что ты будешь делать

————————————————————————————————————————————-

УМЕНИЕ ОТВЕЧАТЬ, КОГДА ТЕБЯ ДРАЗНЯТ, ПРОВОЦИРУЮТ

  • Определись: то, что сейчас происходит, — можно ли это назвать «ситуация, когда меня дразнят?»
  • Спроси себя, что ты чувствуешь?
  • Восстанови равновесие, не показывая обидчику своих чувств
  • Спроси себя, должен ли ты верить тому, что сказал обидчик? (Провокация специально содержит информацию, похожую на правду. Правильное отношение к провокации — не верить ни одному слову, даже если частично это кажется правдой!).
  • Спроси себя, готов ли ты ответить на провокацию?

————————————————————————————————————————————-

ПОНИМАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВАНИЙ ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ ДРУГОГО

  • Что плохого сделал этот человек?
  • Почему он это сделал? Чего он хотел достичь? Почему ему нужно это?
  • Скажи другому о своей версии

————————————————————————————————————————————-

УДЕРЖАНИЕ В СОЗНАНИИ ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ НА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА

  • Как ты мог бы описать этого человека?
  • Все ли считают его таким, как ты его описал?
  • Есть ли кто — то, кто имеет о нем противоположное мнение?
  • Опиши, каким бы оно могло быть?
  • Как ты полагаешь, это мнение имеет под собой основания? Почему?
  • Что ты чувствуешь по поводу того, что у людей могут быть разные точки зрения на одного и того же человека?