Опыт применения упражнения «Силуэт человека»
Работая с психосоматикой, я часто использую упражнение «Силуэт человека» или «Симптомы в теле», которое помогает, с одной стороны, диагностировать происходящее в теле, а с другой — работать терапевтически, т.е. встречаться с образом симптома и его трансформировать.
Я предлагаю клиенту слепить контур или силуэт человека, слепить себя. Очень важно, как клиент это делает: пренебрежительно, внимательно, «тяп-ляп», тщательно и т.д. Это важная информация о том, как клиент относится к себе, своему телу.
Далее я прошу найти образ тем симптомам, которые мы определили для работы и найти этим симптомам место в теле. Это важная диагностика о месте, в котором находится телесный блок, а образ дает возможность встретится на символическом уровне с теми процессами, которые создают этот «зажим».
Хочу поделиться диагностической частью данной техники.
Случай №1
Работа с мальчиком 11 лет, у которого очень сильно выражен контроль над всеми жизненными процессами: учебой, занятиями, дружбой.В этих сферах он испытывает напряжение, т.к. постоянно отслеживает поведение учителя, одноклассников, кто и что сказал, как он себя ведет. Он очень требовательный к себе и к окружающему миру, «не гибкий», хочет, чтобы все было, как он говорит. Психологическая симптоматика выражается в том, что он отказывается ходить на физкультуру, т.к. там нужно переодеваться и он чувствует в этом потерю контроля над ситуацией. Соматическая симптоматика выражается в том, что он «терпит до последнего» поход в туалет, что потом приводит к болям внизу живота.
Контур себя лепил очень тщательно, по нескольку раз исправлял контур, делал его идеальным. Даже просил дать ему линейку, чтобы он мог все сделать ровно. Большую часть времени на сессии заняла эта работа.
Образ симптома выбрал в виде песочных часов, которые в данном образе состоят из трех сосудов, что говорит об усилении данного процесса.
Сначала он их полностью погрузил в толщу тела НОГОЙ, т.е. он их положил на грудь и потом наступив на раму ногой вдавил в толщу песка. Потом, откопал сосуды, чтобы их было видно.
В этой работе мы анализировали образ (что он для него значит), что для него значит, что часы находятся в груди, как это проявляется на телесном уровне, что он чувствует, когда смотрит на себя с этим симптомом и т.д. Терапевтическая работа с эти процессом продолжилась на последующих сессиях.
Случай №2
Работа с мальчиком 8 лет. Основная проблема в нарушенном поведении: жалобы со стороны мамы и школы на непослушание. Мальчик агрессивный и не слушается. В телесной симптоматике, время от времени, наблюдается энурез (редко — ночное недержание мочи).
Создавая контур тела, мальчик работал хаотично (то одну часть тела сделает, то другую, не было последовательности — восприятие своего тела носит фрагментарный характер), пренебрежительно, не аккуратно. Смеялся, что такой «урод» вышел, хотел его запинать. Я не освещаю здесь того, что со всеми этими процессами мы с ним тоже работали. В последующем, у него отношение к себе изменилось.
В ходе работы он их разворачивает друг к другу, кисточкой очищает от песка (проявление заботы).
«Хочу чтобы они встретились и договорились, а не каждый свою линию гнул!» — глубинная потребность мальчика, чтобы женщины встретились и договорились о многом. В ходе работы, основная потребность, которая была выявлена, — чтобы они увидели его, увидели, что он мальчик, чтобы давали ему возможность заявлять о себе.
Работа с девочкой 12 лет. Если кратко, девочка из очень интеллектуальной семьи и сама очень интеллектуализирована. Ей очень сложно встречаться со своими чувствами и осознавать себя. Наблюдаются процессы нарушения идентификации. С трудом рассказывает о себе, кто она, что хочет в той или иной ситуации. Наблюдается телесная скованность, зажатость.